ППР на прокладку инженерных сетей метро «Лухмановская»


ППР на прокладку инженерных сетей метро «Лухмановская»

Проект производства работ (ППР) на прокладку инженерных сетей для строительства объектов метрополитена на станции метро «Лухмановская» (первоначальное название станции «Косино-Ухтомская»).

Район строительства находился в ВАО города Москвы на участке в районе пересечения улиц Лухмановская, Дмитриевского, Красковская и Проектируемого проезда 45.

Участок строительства характеризовался наличием существующей городской застройки, подземных коммуникаций подлежащих выносу, перекладке или подвеске, большим количеством сохраняемых зеленых насаждений, движением городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места производства работ.

Трассы прокладываемых инженерных сетей проходили вдоль вышеуказанных улиц и с их пересечением. Кроме того отдельный участок трассы водопровода и дождевой канализации был расположен на свободной территории вблизи Проектируемого проезда 45.

Разработка ППР имела свою особенность – инженерные сети пересекали автомобильные дороги и работы на проезжей части необходимо было производить небольшими захваткам.

ППР учитывал уровень подземных вод, который превышал отметки заложения траншей и котлованов. На основании инженерно-геологических изысканий разрабатывались насыпные грунты, которые из отвалов траншей и котлованов сразу же погружались экскаваторами в самосвалы для дальнейшего вывоза со строительной площадки.

Из-за стесненных условий существующей городской застройки в ППР были разработаны мероприятия по сохранности существующих коммуникаций. Существующие подземные коммуникации перед началом работ вскрывались шурфами с целью уточнения глубины их заложения, расположения в плане и отметки предупредительными знаками. При вскрытии существующие коммуникации подвешивались и защищались от повреждений.

В рамках подготовки организационно-технологической документации по объекту строительства разрабатывались отдельные проекты производства работ:

  • ППР на прокладку водопровода открытым способом
  • ППР на прокладку дождевой (ливневой) канализации открытым способом
  • ППР на прокладку бытовой канализации открытым и закрытым способом
  • ППР на прокладку теплосети открытым способом
  • ППР на прокладку сети уличного освещения
  • ППР на прокладку кабельных линий электрических сетей
  • ППР на прокладку сетей связи и сети радио
  • ППР на гидравлические испытания прокладываемых трубопроводов

До начала производства работ по прокладке каждой инженерной сети согласно ППР выполнялись подготовительные работы и инженерная подготовка. После принятия по Акту о соответствии выполненных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства начинались работы по прокладке инженерных сетей.

Прокладка инженерных сетей открытым способом в ППР выполнялась при помощи экскаваторов Hitachi, мини-техники Bobcat, а также вручную. Стенки котлованов и траншей в зависимости от их глубины и ширины крепились разными вариантами конструкций из стальных труб d=219х10 мм с устройством забирки из досок толщиной 40 мм. Монтаж труб и элементов конструкций инженерных сетей выполнялся при помощи автомобильного грузоподъемного крана грузоподъемностью 25 тонн. Прокладка инженерных сетей открытым способом выполнялась последовательно, снизу вверх по уклону коммуникации, не допуская длительного нахождения траншеи или котлована открытыми. Обратная засыпка котлованов и траншей выполнялась привозным песком с послойным уплотнением.

Прокладка сети канализации методом микротоннелирования в ППР выполнялась при помощи микротоннелепроходческого комплекса AVN 1000, который размещался в рабочем котловане прямоугольного сечения. Размеры котлована принимались с учетом габаритов проектируемых камер и колодцев, а также с учетом размещения в них домкратной установки. Крепление прямоугольного котлована выполнялось стальными трубами d=219х10 мм с устройством обвязывающих поясов из двутавров и распорок из труб. Конструкция крепи монтажного котлована рассчитывалась на восприятие горного и гидростатического давления, а также усилий, возникающих при продавливании секций трубопровода. Для предотвращения сдвижки упорной стенки в ППР предусматривалась обетонировка днища и периметра монтажного котлована.

В разработанном ППР бестраншейная прокладка сети канализации бурошнековым методом выполнялась бурошнековой установкой BM400. Процесс проходки предполагал использование управляемой бурошнековой установки без присутствия людей в забое и с механизированной разработкой грунта. Продавливание пилотного става (штанки и пилотной головки) на длину интервала от рабочего до приемного котлована производилось при помощи домкратной системы без извлечения грунта, циклически, с наращиванием штанг в рабочем котловане. Операции по разработке и транспорту грунта шнековым конвеером выполнялись синхронно с продавливанием труб. В приемном котловане одновременно выполнялись операции по разработке пилотного става. В ППР продавливание рабочих труб из рабочего котлована производилось одновременно с извлечением выдавливаемых обсадных стальных труб и звеньев шнекового конвеера в приемном котловане, с их разборкой. При диаметре рабочих труб меньше диаметра обсадных, строительный зазор, образующийся между рабочим трубопроводом и внутренней поверхностью выработки, подлежал заполнению тампонажным раствором. Точное направление трассы обеспечивалось системой контроля положения пилотной головки, информация о положении которой изображалась на экране монитора, подвешенного в стартовой шахте (рабочем котловане).

Продавливание стальных футляров при прокладывании канализации согласно ППР осуществлялась гидравлическими домкратами с разработкой грунта в забое вручную и последующей протяжкой рабочих труб. Пространство между футляром и рабочими трубами заполнялось цементно-песчаным раствором. Размеры рабочего котлована согласно ППР обеспечивали размещение в нем секции продавливаемой трубы, домкратной установки с нажимными патрубками, упорной стенки и монтажного зазора. В передней части рабочего котлована устраивался приямок для сварки труб. Рабочий котлован разрабатывался на 30 см ниже лотка продавливаемого футляра для устройства направляющих приспособлений. Размеры приемного котлована определялись в ППР с учетом проектируемых колодцев. Крепление стенок котлованов выполнялось стальными трубами d=219х10 мм, с установкой обвязывающих поясов, распорок и деревянной забирки, а также рамами. Грунт в продавливаемой трубе разрабатывался вручную, оставляя грунтовую "пробку" длиной 1-2 м, в зависимости от гидрогеологических условий, в которых осуществлялось продавливание.

Разработанный грунт в забое на тележках лебедкой транспортировался к рабочему котловану, где при помощи легкого крана «Пионер» (СПК-1000) поднимался и грузился в автосамосвал. Через каждые 5 метров продавливания стальных футляров d=1200 мм производились маркшейдерские замеры и определялось положение трубы в плане и профиле. При отклонении футляра от заданного направления сверх допустимого, сразу же принимались меры к исправлению положения, путем регулирования давления домкратами. Окончив продавливание стальных футларов согласно разработанному ППР выполнялось протаскивание рабочих труб, которое осуществлялось лебедкой или с помощью домкратов.

Так как условия строительства и сжатые сроки сдачи объекта предполагали круглосуточную работу в сложившейся городской застройке в ППР были разработаны требования к производству работ в ночное время суток. В ночное время исключалась работа двигателя строительных машин и автотранспорта, громкоговорящая связь, любые шумы с превышением допустимых санитарными нормами, освещение прожекторами фасадов жилых домов, сварочных работ без защитных экранов и эксплуатация компрессорных установок без шумозащитных кожухов.

После разработки ППР был утвержден и согласован со всеми заинтересованными службами и организациями Москвы. За ходом работ на строительном объекте лично следил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин.