ППР на монтажные работы

ППР на монтажные работы – это документ, в котором подробно рассматривается организация и технология производства монтажных работ.
Монтаж – это комплексный процесс установки конструкции или оборудования в проектное положение.
Монтаж состоит из транспортных, подготовительных, вспомогательных и основных процессов, выполняемых с помощью комплексного использования монтажных, такелажных и транспортных средств.
Параллельно с монтажными работами могут выполняться другие процессы и операции, обеспечивающие подготовку фронта работ.
Разработка ППР заключается в детальном рассмотрении всего комплекса монтажных процессов и операций.
Монтажные процессы

- Транспортные
- Подготовительные
- Вспомогательные
- Основные
Доставка элементов конструкции и оборудования к месту монтажа осуществляется различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным.
Выбор способа транспортировки зависит от:
- Месторасположения места монтажа
- Существующих вблизи транспортных коммуникаций
- Расположения завода-изготовителя и склада поставщика
- Временных и погодных условий
- Массы и габарита грузов и дальности транспортирования
Основным видом транспорта для перевозки грузов на расстояние до 300 км является автомобильный грузовой транспорт. Грузы длиной до 6 м транспортируются в бортовых грузовых автомобилях, а более длинных – на специальных автопоездах с прицепами.
Подготовка элементов конструкций и оборудования к монтажу предусматривает:
- Укрупнительную сборку
- Временное усиление элементов
- Обустройство средств подмащивания
- Подготовку элементов временного закрепления
Укрупнительная сборка необходима при габаритных размерах и массе элементов, и невозможности их доставки к месту монтажа в готовом, собранном виде.
Временное усиление элементов осуществляется для восприятия монтажных усилий. Усиление применяется, когда расчетная схема монтируемой конструкции и возникающие усилия при монтаже не совпадают, что может привести к потере устойчивости и прочности.
Обустройство подлежащих монтажу конструкций и оборудования подразумевает их оснащения навесными подмостями, приставными и навесными лестницами и другими средствами подмащивания.
Применяются различные приспособления для временного закрепления монтируемой конструкции и оборудования – кондукторы, распорки, подкосы, струбцины и др.
Подъемные сооружения

- Автомобильный кран
- Гусеничный кран
- Башенный кран
- Специальный кран
Монтажные работы производятся с помощью подъемных машин и механизмов.
Ведущей монтажной машиной является подъемный кран. Кран может быть мобильным, ограниченно мобильным или стационарным.
Стреловой монтажный кран на автомобильном ходу является наиболее востребованным мобильным монтажным средством. Автомобильный кран может свободно перемещаться с одной стоянки на другую, из одного объекта на другой и имеет высокую маневренность и большую зону обслуживания.
Башенный кран является ограниченно мобильным, так как позволяет вести монтажные работы только в зоне, определенной длиной рельсового пути и радиусом действия рабочего оборудования.
Стационарная монтажная машина производит монтаж в строго зафиксированном пространстве, ограниченном радиусом ее действия. При перемещении на новое место машину необходимо полностью демонтировать. К стационарным механизмам относятся монтажные стрелы, мачты, тросовые подъемники, приставные краны и др.
К специальным кранам относятся переставные краны, гидравлические подъемники и др.
Подъемные сооружения помимо основных рабочих параметров: грузоподъемность, высота подъема крюка и вылет стрелы должны обладать достаточно малой скоростью опускания груза, обеспечивая плавный и точный монтаж.
Методы монтажа

- Мелкоэлементный монтаж
- Поэлементный монтаж
- Крупноблочный монтаж
- Комплектно-блочный монтаж
- Монтаж в готовом виде
В зависимости от монтируемой конструкции или оборудования монтаж может быть мелкоэлементным, поэлементным, крупноблочный, комплексно-блочный и в готовом виде.
Мелкоэлементный монтаж из отдельных элементов является трудоемким и малоэффективным поэтому применяется крайне редко.
Поэлементный монтаж из отдельных конструктивных элементов требует минимума затрат на подготовительные работы.
Крупноблочный монтаж выполняется из геометрически неизменяемых блоков, предварительно собранных из отдельных элементов. Характеризуется небольшим числом монтажных подъемов и монтажных операций на высоте. Масса блоков обычно соответствует максимальной грузоподъемности подъемного сооружения.
Комплектно-блочный монтаж и монтаж в готовом виде подразумевает полную степень заводской готовности монтируемой конструкции или оборудования.
Монтажные операции

- Оснастка
- Строповка
- Подъем и перемещение
- Наводка, ориентирование и установка
- Выверка
- Закрепление
Оснастка – операция по обстройке монтируемой конструкции или оборудования приспособлениями, необходимыми для создания удобных, надежных и безопасных условий производства монтажных работ. К элементам оснастки относятся: канаты (стальные, пеньковые и капроновые), выполняющие роль стропов, расчалок или оттяжек; распорки, подкосы, тяги, применяемые для выверки и крепления конструкций; навесные лестницы, подмости, обеспечивающие удобство и безопасность производства монтажных работ; монтажные столики, хомуты, петли, кронштейны и другие специальные устройства. В большинстве случаев применяется инвентарная оснастка. Совокупность элементов оснастки, предназначенных для поддержания, подъема и опускания конструкции или оборудования, а также для наводки и ориентирования, называется такелажем.
Строповка – операция, обеспечивающая временное зацепление монтируемой конструкции или оборудования с подъемным сооружением или механизмом. Стропы и устройства должны обеспечивать сохранность, устойчивость и постоянство положения монтируемой конструкции во время его монтажа, не допускать самопроизвольного отцепления, равномерно распределять усилия между стропами и исключать перенапряжение в монтируемых конструкциях; позволять выполнять строповку и расстроповку простыми и удобными приемами в минимальное время; обладать надежностью и универсальностью; иметь небольшую, по сравнению с монтируемой конструкцией, массу; обеспечивать удобные и безопасные условия работы.
Подъем и перемещение – ведущая монтажная операция, заключающаяся в перемещении всех или отдельных точек конструкции или оборудования в пространстве. Подъем и перемещение различают по накладываемым ограничениям; по приемам осуществления; по прерывности протекания операции; по сложности выполнения; по направлению перемещения. Поднимают и перемещают монтируемую конструкцию или оборудование плавно, без рывков, раскачивания и вращения способами, исключающими возникновение в них опасных напряжений и обеспечивающими безопасные условия ведения работ. Подъем и перемещение производится в два приема: сначала монтируемую конструкцию или оборудование приподнимают на высоту 20–30 см над землей с задержкой на весу для проверки надежности строповки и правильности положения, а затем, убедившись в надежности строповки производится дальнейший подъем и перемещение.
Наводка и ориентирование – операции, обеспечивающие максимальное приближение монтируемой конструкции или оборудование к проектному положению в вертикальной и горизонтальной плоскости. Основной принцип наводки и ориентирования – свести к минимуму возможные перемещения и перестановку.

Установка – операция, завершающая наводку и ориентирование, по обеспечению проектного положения монтируемой конструкции или оборудования. Установку выполняют по принятым ориентирам (рискам, штырям, упорам, болтам, граням и др.) или специальным фиксирующим или закладным устройствам, добиваясь полного контакта монтируемой конструкции или оборудования.
Выверка – операция, обеспечивающая точное соответствие положения монтируемой конструкции или оборудования проектному. Выверка может быть визуальной или инструментальной, выполняемой в процессе установки, когда конструкция удерживается подъемным сооружением или другим механизмом, а также после ее установки при закреплении.
Временное закрепление монтируемой конструкций или оборудования обеспечивает устойчивость в проектном положении на период выверки и постоянного закрепления. Временное закрепление необходимо неустойчивым монтируемым конструкциям и оборудованию, когда необходимо освободить монтажное средство от удержания конструкций, при производстве проверочных работ, длительной подготовке стыков др. Критерием надежности временного закрепления является соответствие крепления требованиям выверки (точности монтажа) при условии, что конструкция способна сохранять эти качества под воздействием собственного веса, монтажных нагрузок в соответствующих климатических условиях.
Постоянное закрепление обеспечивает устойчивость монтируемой конструкции или оборудования в проектном положении на период выполнения послемонтажных работ и эксплуатации. Постоянное закрепление является завершающей операцией монтажного процесса и заканчивается электросваркой закладных частей или арматуры, постановкой болтов, заклепок, замоноличиванием стыков бетоном и др.