ППР на инженерные сети

ППР на инженерные сети – это документ, в котором детально рассматривается организация и технология производства работ по прокладке инженерных сетей.
Инженерные сети – это трубопроводы для подачи питьевой и технической воды, газа и других продуктов, отвода ливневых и бытовых стоков, а также высоковольтные и слаботочные кабельные линии электропередачи и связи.
Трубопроводы состоят из отдельных элементов – труб, фасонных частей, компенсаторов и арматуры. Компенсаторы и арматура устанавливается в специальных сетевых сооружениям – колодцах. Соединения (стыки) труб должны быть прочными, плотными и надежными.
Разработка ППР заключается в выборе оптимального способа прокладки инженерной сети на объекте с проектированием организации и технологии производства работ.
Виды прокладки инженерных сетей
Инженерные сети прокладываются открытым и закрытым способом.
Открытым способом прокладываются инженерные сети с разработкой грунта в траншее. Доступ к трубопроводам во время эксплуатации при таком способе прокладки возможен только после вскрытия грунта.
Закрытым способом инженерные сети прокладываются без вскрытия грунта, когда доступ к трубам после укладки невозможен или очень затруднен.
К закрытым способам прокладки инженерных сетей относятся:
- Прокол
- Продавливание
- Горизонтальное бурение
Открытый способ

Открытый способ прокладки инженерных сетей в траншеях характеризуется открытым фронтом работ. Это означает, что монтаж трубопроводов можно начинать с любого участка или одновременно на нескольких участках.
Для поточного ведения работ вся трасса инженерной сети делится на монтажные участки.
Комплексный процесс делят на простые процессы и организуют последовательное их выполнение, одновременно стремясь к максимальному их совмещению.
Определение размеров и числа монтажных участков, потребности в машинах и механизмах, количественном и профессиональном составе звеньев и бригад рабочих – основные задачи поточной организации работ по прокладке инженерных сетей.
При прокладке инженерных сетей в качестве захватки принимается монтажный участок, протяженность которого соответствует суточной производительности ведущей машины.
В качестве ведущей машины при монтаже инженерных сетей обычно принимается автомобильный кран.
Выбору монтажного крана предшествует определение схемы производства монтажных работ, которая обуславливается длиной и массой звеньев труб, наличием, массой и количеством арматурных узлов переключения, колодцев и камер по трассе трубопровода.
Для окончательного выбора монтажного крана сравнивают технико-экономические показатели различных вариантов схем производства монтажных работ.
В городских условиях приходится укладывать трубы в траншеи с креплениями. Это затрудняет процесс монтажа и повышает его трудоемкость. Наличие винтовых распорок, а также достаточно прочных инвентарных щитов креплений значительно облегчает процесс укладки.
Общая технология прокладки инженерных сетей открытым способом:
- Заводская заготовка монтажных элементов
- Изготовление элементов сетевых сооружений
- Заготовка фасонных частей
- Комплектование и сборка узлов трубопроводов
- Изоляция, окраска, футеровка монтажных элементов
- Маркировка, комплектование и оснащение крепежными и соединительными деталями монтажных элементов
- Доставка на объект и раскладка заготовок вдоль фронта монтажных работ
- Подготовка монтажных элементов к монтажу (укрупнительная сборка)
- Монтажные работы (подъем, укладка, навеска, протаскивание и др.)
- Испытание трубопроводов
- Подключение к действующим сетям
Прокол

Подземная (закрытая) прокладка инженерных сетей без вскрытия грунта способом прокола применяется при пересечении с дорогой, улицей, площадью и другой инфраструктурой городской застройки.
При проколе необходимо точно знать расположение всех подземных коммуникаций по трассе прокладываемой инженерной сети для принятия мер по их сохранению.
Сущность способа прокола состоит в том, что труба «прокалывает» грунт в определенном проектном направлении, уплотняя вокруг себя грунт. Этим способом прокладываются только стальные трубы без изоляции диаметром до 600 мм длиной до 20-50 м в зависимости от проходимого грунта.
Для реализации способа прокола разрабатываются два котлована:
- Рабочий, для размещения оборудования и секций труб
- Приемный, по другую сторону участка инженерной сети
Рабочий котлован оборудуется упором для восприятия реакции давления от домкратной установки, направляющей рамой и приямком для сборки, сварки, испытания и изоляции монтажного стыка при наращивании секций труб. Сверху котлована устанавливается масляный насос для приведения в действие гидравлических домкратов.
Процесс прокола состоит из следующих технологических операций:
- Укладка секции трубы на направляющую раму, выверенную по проектному уклону трубопровода
- Установка на рабочий торец трубы наконечника
- Установка наголовника для передачи давления от домкратов секции трубы
- Включение домкратов в действие
- Наращивание следующей секции «прокалываемой» трубы
- Включение домкратов в действие
- Повторение вышеописанных операций до достижения приемного котлована
Продавливание

Сущность способа продавливания состоит в том, что труба вдавливается в грунтовый массив открытым концом, а грунт, попадающий внутрь по мере ее продвижения, разрабатывается и удаляется средствами гидромеханизации или вручную.
Схема выполнения технологического процесса в основном аналогична применяемой при проколе. Различие состоит лишь в том, что продавливанием прокладываются трубы диаметром от 600 до 1400 мм.
Для продавливания требуется установка четырех, а иногда и шести гидравлических домкратов, усложняющих конструкцию упора, рамы для домкратов и наголовника.
Снизить усилия продавливания можно, придав режущей кромке трубы заостренную форму ножа. Такие ножи в виде стальных секций длиной до 2 м применяются для прокладки железобетонных труб.
Длина проходки из одного рабочего котлована – от 30 до 80 м. Более длинные трассы делятся на несколько участков. Из каждого котлована проходка ведется сначала в направлении одного участка, затем – в противоположном. Рабочий и приемный котлованы к продавливанию труб подготавливаются так же, как и при проколе.
Горизонтальное бурение

Способ горизонтального бурения состоит в одновременном бурении горизонтальной скважины и прокладки в ней трубы.
Скважину создает буровая коронка, насаженная на вал шнекового конвейера, который предназначен для удаления грунта из трубы.
Труба подается в скважину полиспастом и лебедкой. Все узлы такой установки, получившей название машины горизонтального бурения, смонтированы на общей раме.
Применяются машины разных типов, отличающиеся методом разработки грунта, способами его транспортирования внутри трубы и удаления из котлована, а также конструкцией буровой коронки. Грунт разрабатывают резанием или резанием и размывом водой под давлением.
Если конструкция машин такова, что в процессе бурения прокладываемая труба перемещается вместе с буровой машиной, установленной и закрепленной на конус трубы, то длина рабочего котлована определяется общей длиной перехода (прокладываемой трубы).
Прокладка кабельных линий

Электрические сети высокого и низкого напряжения, а также слаботочные линии связи прокладываются в виде подземных кабельных линий.
Кабели прокладываются в траншеях, трубах, каналах, в коллекторах и по отдельным конструкциям в одну, две и более параллельных линий.
В траншеях глубиной до 0,8 м кабельные линии укладываются на песчаную подушку толщиной 10 см и перекрываются таким же по высоте слоем песка. Сверху насухо тычками выкладывается защитный слой кирпича.
Прокладка кабельных линий в бетонных и железобетонных блоках и трубах более удобна в эксплуатации, так как дает возможность менять кабели без вскрытия траншей и надежно защищать их от механических повреждений.
Кабели доставляются в барабанах, раскатываются вдоль траншеи и укладываются на ее дно змейкой. Кабели наращиваются с помощью соединительных муфт.
После укладки испытывается сопротивление изоляции кабеля повышенным напряжением. Затем составляется исполнительный план укладки, на нем отмечаются места установки соединительных муфт с привязкой к постоянным предметам на местности, а кабели маркируются.
Испытания трубопроводов

По окончанию основных монтажных работ проводятся испытания трубопроводов.
Инженерные сети испытываются в два или три этапа: сначала проверяются отдельные участки трубопроводов в не засыпанных траншеях, затем законченные и засыпанные трубопроводы.
Испытания инженерных сетей могут проводиться гидравлическим способом, с использованием опрессовочных агрегатов и пневматическим – с помощью компрессоров.
По окончании гидравлического испытания внутренняя полость трубопроводов очищается от грязи. При пневматическом испытании трубопровод продувают сжатым воздухом.
После этого трубопроводы оснащают измерительными приборами, предохранительной и другой арматурой.