ППР на бетонные работы

Бетонные работы относятся к сложным, ответственным и потенциально опасным строительным работам, поэтому они должны производиться строго в соответствии с проектом производства работ (ППР). 

ППР на бетонные работы является организационно-технологическим документом, который строительная организация обязана разработать перед тем как приступить к выполнению бетонных работ.

Разработка ППР включает полный состав и объем сведений, необходимых для безопасного производства бетонных работ на требуемом уровне качества.

ППР на бетонные работы обеспечивает:

  • Соответствие применяемого бетоноукладочного комплекса машин требованиям и условиям бетонных работ
  • Организацию участка производства бетонных работ
  • Мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации бетоноукладочного комплекса машин
  • Качество бетонных работ
ppr-na-betonnye-raboty

Содержание ППР на бетонные работы

  1. Календарный план производства бетонных работ, включая:
    • График поступления на объект бетона
    • График движения рабочих кадров по объекту
    • График движения основных строительных машин
  2. Стройгенплан на период бетонных работ
  3. Технологические схемы (карты) на бетонные работы
  4. Пояснительная записка, содержащая:
    • Указания по производству бетонных работ
    • Требования к качеству и приемке бетонных работ
    • Требования безопасности и охраны труда
    • Требования пожарной безопасности
    • Требования охраны окружающей среды

Заказать ППР на бетонные работы

Чтобы заказать ППР на бетонные работы вам достаточно позвонить нам по телефону или сделать запрос на электронную почту, прикрепив исходные данные.
   Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Исходные данные для разработки ППР

  • Проект организации строительства (ПОС)
  • Рабочая документация

наверх

Приготовление бетона

Бетон состоит из цемента, заполнителей и воды, дозированных в требуемом количестве и тщательно перемешанных до степени однородности.

Приготовление бетона на бетонном заводе состоит из операций по приему и складированию составляющих (цемента и заполнителей), дозирования и перемешивания. В зимнее время при приготовлении бетона воду и заполнители предварительно подогревают, а в случае применения различных добавок заранее приготавливают из них водный раствор.

Основными техническими средствами для приготовления бетона является бункер с распределительным устройством, дозатор, бетоносмеситель и раздаточный бункер.

На бетонном заводе технологическое оборудование стационарного типа для приготовления бетона выполняется по одноступенчатой или двухступенчатой схеме. При одноступенчатой (вертикальной) схеме цемент и заполнители в отдозированном виде поднимаются на необходимую высоту, откуда под действием собственной массы они опускаются вниз и перемешиваются по ходу технологического процесса. При двухступенчатой (партерной) схеме составляющие бетона сначала поднимаются в расходный бункер, затем опускаются самотеком, проходят через дозатор, попадают в общую приемную воронку и снова поднимаются вверх для загрузки в бетоносмеситель.

При небольшом объеме бетонных работ на строительной площадке может применятся мобильная бетоносмесительная установка со смесителем цикличного и непрерывного действия, работающая по принципу свободного падения и принудительного перемешивания.

Дозирование составляющих материалов производится по массе с точностью не более 3%. Допускается осуществлять дозировку цемента по массе, а заполнителей по объему с учетом их влажности. Порядок загрузки компонентов и продолжительность перемешивания бетона устанавливается оценкой его однородности.

Загрузка смесителя циклического действия осуществляется в следующей последовательности. Сначала в смеситель подается 15-20% требуемого количества воды, затем одновременно загружается цемент и заполнители без прекращения подачи воды. Цемент поступает в смеситель между порциями заполнителя, благодаря чему устраняется его распыление.

Бетон по раздельной технологии приготовляется в следующей последовательности. В смеситель дозируется вода, часть песка и цемент. Все эти составляющие тщательно перемешиваются и подаются в бетоносмеситель, предварительно загруженный оставшейся частью песка, воды и крупного заполнителя. После чего загруженные компоненты еще раз тщательно перемешивается.

Состав бетона должен обеспечивать заданные свойства поэтому необходимо выполнять лабораторный контроль.

Цемент должен иметь заводской паспорт (сертификат). При хранении цемента более 3 месяцев необходимо лабораторно проверять его активность. Песок не должен содержать глинистых и илистых частиц. В песке не должно быть зерен гравия и щебня размером более 10 мм, а частиц от 5 до 10 мм не более 5% по массе, остальные частицы должны быть размером менее 5 мм. Пригодность воды для приготовления бетона подтверждается лабораторным путем.

наверх

Транспортирование бетона

Транспортирование бетонной смеси осуществляется специализированными средствами, обеспечивающими сохранение заданных свойств бетонной смеси.

Бетон от места приготовления до места укладки доставляется преимущественно автомобильным транспортом – в автобетоносмесителях. Продолжительность перевозки с момента приготовления до момента укладки не должна превышать одного часа. При транспортировке бетон необходимо предохранять от чрезмерного встряхивания во избежание расслаивания.

При расстояниях транспортировки более 100 км на бетонном заводе в автобетоносмеситель может загружаться сухая бетонная смесь, которая по прибытию на строительную площадку перемешивается с водой, которую добавляют во вращающийся барабан.

Бетон выгружается из автобетоносмесителя путем вращения барабана в другую сторону. Наличие откидного лотка позволяет производить порционную выгрузку, а также подавать бетон сразу в бетонируемую конструкцию. Использование автобетоносмесителей позволяет существенно увеличить допустимые расстояния перевозки бетона без снижения его качества.

Стоимость перевозки бетона в автобетоносмесителях ниже, чем при других способах, поэтому они чаще применяются в современном строительстве.

наверх

Бетонирование конструкций

Технология бетонирования зависит от типа возводимой конструкции.

Для подачи бетона на небольшие расстояния или спуска в котлован используется виброжелоб, принцип работы которого основан на перемещении бетона под действием силы тяжести и вибрации. Виброжелоб используется при высоте опускания бетона до 10 м. Подача бетона в конструкцию, расположенную в котловане ниже уровня земли, осуществляется по виброжелобу, установленному с углом наклона 5–30°.

Бетонирование небольших по объему конструкций, расположенных на большой высоте, производится при помощи стрелового крана и поворотной или неповоротной бадьи.

Поворотная бадья представляет собой сварную емкость, состоящую из жесткого корпуса, затвора и рычага. Корпус может быть выполнен в виде "туфельки" что позволяет загружать бадью, когда она находится в горизонтальном положении. Бадья стропуется за петли на боковой плоскости, благодаря чему она в процессе подъема плавно переводится из горизонтального положения в вертикальное. В таком положении она не только перемещается, но и разгружается путем раскрытия рычагом затвора в нижней части корпуса. При опускании бадьи под загрузку она плавно принимает горизонтальное положение с загрузочным отверстием сверху.

Неповоротная бадья также представляет собой сварную емкость, но в отличие от поворотной бадьи она подается под загрузку и разгрузку в вертикальном положении.

При больших объемах бетонирования, а также при бетонировании труднодоступных конструкций используется бетононасос. Бетононасос бывает стационарный, прицепной или самоходный. Бетононасос представляет собой строительную машину для перекачки бетона от приемного бункера к бетонируемой конструкции. Радиус действия бетононасоса по горизонтали может составлять 300 м, а по вертикали – 100 м.

Перемещение бетона от бетононасоса к бетонируемой конструкции происходит по бетоноводу. Бетоновод состоит от отдельных звеньев. Звенья и колена бетоновода соединяются при помощи быстроразъемных замков с натяжными клиньями и резиновыми уплотнителями.

Бетоновод прокладывается сразу до наиболее удаленного места конструкции и по мере бетонирования постепенно разбирается. Для распределения бетона используется гибкий рукав, а для спуска бетона вниз гибкий хобот.

При строительстве монолитных высотных зданий в основном используются стационарный бетононасос с вертикальным бетоноводом, по которому поступает бетон на монтажный горизонт. С одной стоянки стационарного бетононасоса бетонируется несколько этажей здания, после чего при помощи монтажного крана бетононасос может быть перемещен на другую стоянку.

При возведении малоэтажных монолитных зданий, а также при бетонировании фундаментов в котловане используется автобетононасос с полноповоротной распределительной стрелой, установленной на базе грузового автомобиля. Автобетононасос используется для подачи бетона как по вертикали, так и по горизонтали. По стреле, состоящей из нескольких шарнирно сочлененных частей, проходит бетоновод с шарнирами-вставками в местах сочленений стрелы, заканчивающийся гибким распределительным рукавом. Автобетононасос имеет загрузочный бункер, насос и раздаточную стрелу.

Перед началом бетонирования бетоновод смазывается, прокачивая через себя пусковой цементный раствор. После окончания бетонирования бетоновод промывается водой под давлением. Длительные остановки бетононасоса при производстве работ не допускаются. При перерыве более 30 минут бетоновод должен быть опорожнен, очищен и промыт во избежание образования пробок.

Перед бетонированием конструкции выполняется комплекс мероприятий по подготовке опалубки, арматуры, поверхности ранее уложенного бетона и основания. Бетонирование производится в опалубочную форму или на естественное основание. Перед началом бетонирования оформляются акты на скрытые работы, в том числе на подготовку основания, гидроизоляцию, опалубку и армирование.

Подготовка перед бетонированием включает:

  • Подготовку опалубки, проверку отметок, геометрических размеров, вертикальность и герметичность
  • Подготовку арматуры, правильность установки, надежность закрепления, обеспечение защитного слоя

Непосредственно перед началом бетонирования очищенные бетонные поверхности промываются и просушиваются, а поверхность опалубки смазывается. Опалубка и поддерживающие ее конструкции тщательно осматриваются, проверяется надежность установки и крепления.

Проверяется арматурный каркас, местоположение, диаметр стержней, расстояние между ними, защитный слой. Арматурные стержни для надежного сцепления с бетоном очищаются от грязи и ржавчины.

Перед бетонированием непосредственно на грунтовое основание с него удаляется растительные слои органического происхождения, а сухой несвязный грунт увлажняется. Переборы грунта заполняются песком и уплотняются. Готовность основания перед бетонированием также оформляется актом.

Укладка бетона осуществляется таким образом, чтобы обеспечивалось монолитность, физико-механические показатели и однородность бетона, надлежащее его сцепление с арматурой и полное заполнение пространства опалубки без пустот.

Главное правило бетонирования заключается в укладке слоев бетона таким образом, чтобы каждый последующий слой был уложен до начала схватывания предыдущего. Этим исключается необходимость устройства рабочего шва бетонирования.

Бетонирование небольших в плане конструкций ведется сразу на всю высоту без перерыва. Большие конструкции бетонируются горизонтальными слоями сразу по всей площади. Слои должны быть одинаковой толщины без разрывов с последовательным направлением укладки в одну сторону во всех слоях.

При приготовлении, транспортировке и укладке бетон находится в рыхлом состоянии, частицы заполнителя расположены неплотно и между ними есть свободное пространство, заполненное воздухом.

Для получения качественного бетона важен не только состав смеси, но и выбранный способ уплотнения. Основной и наиболее распространенный способ это виброуплотнение бетона.

Виброуплотнение бетона уменьшает силу сцепления между частицами заполнителя, благодаря чему частицы приходят в колебательное движение и бетон лучше распределяется в опалубке и заполняет ее, включая пространство между арматурными стержнями.

В строительстве применяются глубинные, наружные и поверхностные виброуплотнители. Область применения различных видов виброуплотнителей зависит от размера и формы бетонируемой конструкции, степени ее армирования и требуемой интенсивности бетонирования.

Глубинные виброуплотнители являются наиболее эффективными. Они применяются при бетонировании балок. колонн, фундаментов, стен и других массивных конструкций. По мере бетонирования слоев глубинный виброуплотнитель переставляется с одной позиции на другую. Глубинный виброуплотнитель должен погружаться в ранее уложенный слой бетона для лучшего уплотнения стыка между ними. Шаг перестановки глубинного виброуплотнителя составляет не более полуторного радиуса его действия.

Наружные виброуплотнители применяются при бетонировании густоармированных колонн и стен. Они закрепляются с наружной стороны опалубки, через которую передают колебания бетону.

Поверхностные виброуплотнители используются при бетонировании плоских конструкций (плит перекрытий, полов и др.). Они устанавливаются на уплотняемую поверхность и передают колебания через рабочую площадку. Уплотнение производится непрерывными полосами с перекрытием на 10-20 см.

Каждому типу виброуплотнителей присуща своя эффективная зона уплотнения бетона, характеризуемая для глубинных и наружных – радиусом действия, а для поверхностных – толщиной уплотняемого слоя.

Визуально продолжительность виброуплотнения может быть установлена по следующим признакам:

  • Прекращение оседания бетонной смеси
  • Приобретение однородного вида, горизонтальности поверхности
  • Появление на поверхности цементного молока

При необходимости устройства перерыва в бетонировании конструкции выполняется рабочий шов – плоскость стыка между затвердевшим и свежеуложенным бетоном. Рабочий шов является ослабленным местом, поэтому он должен устраиваться в местах, где стык не может отрицательно повлиять на прочность конструкции.

Рабочий шов допускается при бетонировании:

  • Колонн
  • Балок больших размеров
  • Плоских плит
  • Ребристых перекрытий
  • Отдельных балок
  • Массивов, арок, сводов, бункеров, мостов и т.д.

Рабочий шов в балках и плитах образуется в виде вертикального среза. Бетонирование возобновляется после набора прочности ранее уложенного бетона не менее 1,5 МПа. Для надежного сцепления бетона в рабочем шве поверхность ранее уложенного бетона тщательно обрабатывается. Кромка схватившегося бетона очищается от цементной пленки, обнажается крупный заполнитель, промывается и продувается поверхность стыка. Особенно тщательно подготавливаются выпуски арматуры, которые очищаются от раствора. Очищенная поверхность стыка перед началом бетонирования покрывается цементным раствором, имеющим такой же состав как укладываемый бетон. Месторасположение рабочего шва в бетонируемой конструкции должно быть согласовано с авторами рабочей документации.

наверх

Выдерживание и уход за бетоном

Свежеуложенный бетон требует ухода в первые дни твердения. В начальный период твердения бетон необходимо защищать от попадания атмосферных осадков или потерь влаги, поддерживать температурно-влажностный режим и создание условий, обеспечивающих нарастанию прочности.

Условия выдерживания бетона:

  • Поддержание температурно-влажностного режима
  • Предотвращение температурно-усадочных деформаций и образования трещин
  • Предохранение от ударов и других механических воздействий
  • Защита о солнца, ветра, быстрого высыхания и резких изменений температуры

Свежеуложенный бетон необходимо поддерживать во влажностном состоянии, периодически его поливая, и предохраняя летом от прямых солнечных лучей, а зимой от мороза.

В жаркую и ветренную погоду незащищенная поверхность свежеуложенного бетона не позднее чем через 2-3 часа после укладки укрывается хорошо увлажненной тканью, рогожей, мешковиной, песком, опилками. Большие горизонтальные поверхности бетона могут укрываться пленкой или полимерными материалами.

Для обеспечения нормального процесса твердения бетона при температуре окружающего воздуха +15ºС его необходимо выдерживать во влажностном состоянии, систематически поливая в течении 7 суток.

Первые трое суток, когда активно идет процесс гидратации цемента, бетон увлажняется в дневное время через каждые 3 часа и один раз в ночное время. В последующие дни полив производится не реже трех раз в сутки.

Увлажненный бетон не должен подвергаться воздействию различных нагрузок. Движение людей по свежеуложенному бетону возможен после достижения прочности более 1,5 МПа. Прочность бетона зависит от качества его составляющих, способа приготовления, транспортирования и укладки, условий твердения и ухода за бетоном.

На строительной площадке регулярно вносятся сведения в журнал бетонирования:

  • Начало бетонирования
  • Класс бетона
  • Температура окружающего воздуха
  • Температура бетона
  • Время увлажнения

Класс бетона будет соответствовать заданному, если при лабораторных испытаниях образцов, выдерживаемых в одинаковых условиях, его прочность не будет ниже 80% требуемой прочности.

В условиях жаркого и сухого климата контроль выдерживания бетона осуществляется лабораторной организацией, которая дает соответствующие рекомендации.

Мероприятия по уходу за бетоном, порядок и сроки их проведения, контроль за их выполнением и сроки распалубки конструкций устанавливаются ППР.

наверх

Бетонирование в зимнее время

Зимним временем считаются условия бетонирования при установлении среднесуточной температуры наружного воздуха ниже +5ºС.

Формирование прочностных характеристик бетона в зимних условиях имеет свои особенности.

Основной проблемой является замерзание воды затворения. При отрицательной температуре не прореагировавшая с цементом вода превращается в лед. Вода, находящаяся на поверхности крупного заполнителя и арматуры, в процессе замораживания образует ледяную пленку. Эта водяная пленка отжимает цементное тесто от арматуры и заполнителя, препятствуя необходимому сцеплению цемента с арматурой и заполнителем. В результате этого процесса прекращается реакция гидратации и бетон не твердеет. Одновременно с этим в бетоне развиваются значительные силы внутреннего давления, вызванные увеличением на 9% объема воды при ее замерзании. При раннем замораживании бетона его неокрепшая структура не может противостоять этим силам, и он разрушается.

С целью предохранения бетона от замерзания в ранние сроки и обеспечения надлежащих условий его твердения в ППР разрабатываются мероприятия по бетонированию в зимнее время.

Метод термоса

Бетонирование в зимнее время без искусственного прогрева является наиболее экономичным способом зимнего бетонирования. Сущность метода термоса заключается в первоначальном нагреве заполнителей, воды и использования тепла, выделяющегося при твердении бетона в утепленной опалубке.

Метод эффективно применяется в массивных бетонных конструкциях.

Использование метода термоса подтверждается расчетом, в котором определяются:

  • Расчетное время остывания конструкции
  • Необходимость в утеплении опалубки и открытых поверхностей
  • Необходимая начальная температуре бетона
  • Минимально допустимая температура воздуха

К достоинствам метода термоса можно отнести низкую энергоемкость работ, обеспечивающую минимальные затраты на бетонирование в зимнее время. Недостаток метода заключается в большой продолжительности выдерживания бетона и ограничении по степени массивности бетонируемой конструкции.

Устройство тепляка

Тепляк представляет собой временную теплоизоляционную конструкцию способную поддерживать оптимальные температурные условия во время набора прочности бетоном. В современном строительстве тепляк применяется также в случаях, когда необходимо поддерживать положительную температуру не только для бетонных, но и для других работ, выполняемых на строительном объекте.

В тепляке передача тепла от источника тепловой энергии происходит через воздушную среду путем конвекции. Внутри тепляка при помощи электрокалорифера или газового конвектора происходит преобразование энергоносителей в тепловую энергию.

Применение тепляка в зимнее время с обогревом теплым воздухом приводит к большим потерям тепла, поэтому тепляк целесообразно использовать при небольших отрицательных температурах наружного воздуха и при достаточно надежной и герметичной тепловой изоляции. При использовании в тепляке пара обеспечивает самые благоприятные тепло-влажностные условия для ускоренного твердения бетона.

Электропрогрев бетона

Сущность электропрогрева заключается в передаче контактным путем выделенного тепла нагревательными проводами бетону. Провода закладываются непосредственно в бетонируемую конструкцию и работают как нагреватели.

Работы по электропрогреву осуществляются в следующей последовательности:

  • Установка арматурного каркаса в проектное положение
  • Закрепление нагревательных проводов на арматурном каркасе
  • Устройство электроразводки до трансформатора

Нагревательные провода при помощи электропроводов подсоединяются к шинопроводу, уложенному вдоль бетонируемой конструкции, который подсоединяется к трансформатору.

Основными требованиями для обеспечения нормального электропрогрева является предотвращение механических повреждений изоляции при размещении и закреплении проводов на арматурном каркасе и устранение возможности коротких замыканий токоведущей жилы с арматурой и другими стальными элементами.

Нагревательный провод укладывается в бетонируемую конструкцию без натяжения, в угловых местах и местах возможного перегиба выполняется дополнительная изоляция.

Крепление провода к арматуре производится при помощи скрутки из вязальной проволоки, обрезка изоляционного провода или пластикового фиксатора. Во избежание обгорания изоляции, замыкания на арматуру и перегорания нагревательного провода, устраиваются выходы нагревательного провода из бетона при помощи монтажного провода. Узлы соединения тщательно изолируются.

Диаметр, длина нагревательного провода и шаг его раскладки в бетонируемой конструкции принимается по расчету в зависимости от температуры наружного воздуха и электрического напряжения.

Бетонирование конструкции производится после раскладки нагревательных проводов, подключения их к шинопроводу, проверки работы всей системы обогрева.

После окончания бетонирования конструкции подается напряжение на нагревательные провода. Во время электрообогрева ведется наблюдение за состоянием проводов, кабелей и контактов, а в случае появления неисправностей напряжение немедленно отключается до устранения неисправности.

наверх

Контакты

ООО "АКБ Монолит"

Понедельник – Пятница, 9:00 – 18:00

г. Москва, Поварская ул, 31/29

+7(495)797-01-75

info@p-p-r.ru